Учебник: А.Я. Скуратович, Р.Р. Коваленко, Л.И. Круглик География 6 кл., Киев, «Педагогическая пресса» 2006
Урок № 3
Тема. Вода в атмосфере: испарения, абсолютная и относительная влажность воздуха, изменение влажности воздуха в зависимости от температуры. Практическая работа № 5 «Решение задач на изменение влажности». Задания.
- Изучить § 24 с. 116-117
- Испарение и конденсация водяного пара. Обратите внимание на логическую цепочку.
- Определения абсолютной и относительной влажности. Обратите внимание и проанализируйте таблицу на с. 116.
- Принцип работы гигрометра.
- Практическая работа № 5 «Решение задач на изменение влажности».
Задача. При температуре -20°С абсолютная влажность воздуха равна 0,55 г/м³. Вычислите относительную влажность воздуха.
Пример.
1) По таблице (с. 116) определяем, чему равна абсолютная влажность воздуха при данной температуре.
2) Составляем пропорцию:
1 г/м³– 100%
0,55 г/м³ - x%
X=0,55:1*100%=55%
Задача. При температуре +20°С относительная влажность воздуха - 50%. Вычислите абсолютную влажность воздуха.
Пример.
1) По таблице (с. 116) определяем, чему равна абсолютная влажность воздуха при данной температуре.
2) Составляем пропорцию:
17 г/м³– 100%
X г/м³- 50%
X=17*50% : 100%= 8,5 г/м³
6. Решить задачу. Температура воздуха равна +30°С. Относительная влажность воздуха 70%. Сколько граммов воды содержится в 1 м³ этого воздуха?
Урок № 4, 5
Тема. Облака и туман, различия в их образовании. Формы облаков, облачность. Осадки, выпадающие из облаков и воздуха, их виды, способы измерения. Карта распределения осадков.
Задания.
- Изучить § 24 с. 117-120.
- Виды облаков. Изучить рис.67 с. 117
- Построение диаграммы облачности.
Строим таблицу, например
На основе имеющихся данных построим круговую диаграмму. Демонстрация круговой диаграммы облачности в мае месяце 2012 года в городе Донецке. Количество дне переводим в процентное соотношение. Весь круг 100%. Масштаб 1% - 3,6°. Откладываем транспортиром.
Одного взгляда на диаграмму достаточно для вывода о том, что в мае преобладали облачные дни, а ясных дней было совсем немного. Для обеспечения большей наглядности мы были вынуждены пожертвовать точностью. Обеспечить и наглядность, и точность информации во многих случаях позволяют столбчатые диаграммы. Демонстрация столбчатой диаграммы облачности в городе Донецке в мае 2012 года.
Запишем в тетрадь виды диаграмм, их определения и назначения.
Диаграмма – способ изображения числовых величин и их соотношений, с использованием геометрических средств.
Существует множество разнообразных типов диаграмм.
График – диаграмма, изображающая зависимость изменения величины от времени. Графики используют для слежения за изменением нескольких величин при переходе от одной точки к другой.
Круговая диаграмма – диаграмма, отображающая величины частей от целого. Круговые диаграммы используют для сравнения нескольких величин в одной точке.
Столбчатая диаграмма (гистограмма) – диаграмма, сравнивающая различные величины. Столбчатые диаграммы используют для сравнения нескольких величин в нескольких точках
Строим столбчатую диаграмму (по вертикали количество дней).
- Атмосферные осадки, их образование.
- Прибор для измерения осадков.
- Закономерности распределения осадков. Анализ климатических карт.
- Построение диаграммы осадков по следующим данным в таблице.
Среднее количество осадков, (мм)
I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
X |
XI |
XII |
Год |
42 |
34 |
33 |
41 |
52 |
62 |
48 |
41 |
40 |
27 |
42 |
52 |
514 |
Примерный вид графика.
Урок № 1
Тема. Атмосферное давление: причины и следствия его изменения в тропосфере. Измерение атмосферного давления. Практическая работа № 5 «Решение задач на изменение атмосферного давления с высотой".
Задания.
- Изучить § 22 с. 107-108, § 23 с. 111-112; повторить § 20,21
- Атмосферное давление, его измерение.
- Принципы работы ртутного барометра и барометра-анероида.
- Изменения атмосферного давления с высотой. Нормальное атмосферное давление.
- Составить в тетради схему распределения поясов атмосферного давления и сделайте вывод о причинах их возникновения.
- Решение задач.
Запомни! На каждую 1000 м подъема атмосферное давление понижается на 100 мм рт. ст.; 100 м подъема – 10 мм рт. ст. 10 м подъема – 1 мм рт. ст.
- Задача. Какая относительная высота горы, если на ее вершине атмосферное давление 550 мм рт. ст., а возле подножья – 750 мм рт ст.?
Пример.
1) Вычисляем разницу в давлении возле подножья и на вершине: 750-550=200 (мм рт.ст.);
2) Зная, что на каждые 100 м подъема давление понижается на 10 мм рт.ст., составляем пропорцию:
100 м – 10 мм рт.ст.
X м – 200 мм рт.ст.
X=100*200/10=2000 (м)
- Задача. Определите давление воздуха на высоте 500 м, если на уровне моря давление 740 мм рт.ст.
- Задача. Давление воздуха возле подножия горы на высоте 100 м над уровнем моря 750 мм рт. ст., а на вершине горы в это время – 650 мм рт.ст. Вычислите относительную и абсолютную высоту горы.
Урок № 2
Тема. . Ветер: причины возникновения, направление, сила, скорость, их определения с помощью современных приборов и на глаз (визуально). Местные ветры.
Задания.
- Изучить § Изучить § 22 с. 108-110, § 23 с. 112-115
- Что такое ветер? Причины его образования.
- Прибор для измерения силы и направления ветра.
- Построение розы ветров.
Задание. Постройте розу ветров по данным своего дневника наблюдений.
Направление ветра |
С |
С-В |
В |
Ю-В |
Ю |
Ю-З |
З |
С-З |
Количество дней |
6 |
0 |
1 |
2 |
2 |
3 |
3 |
1 |