Меню сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Музыка 5-БУрок 2 Музыка часто звучит не только в сказках, а и в других жанрах литературы. Обратимся к следующим названиям “Осел и соловей”, “Скворец”, “Кошка и соловей”, “Кукушка и петух”. Какому литературному жанру можно отнести эти произведения? Скажите, о каком литературном жанре сегодня пойдёт речь? Ученики: Басня (Показ портрета И.А.Крылова) Учитель: Басня – что же означает это слово? Давайте обратимся к уважаемому архивариусу. Архивариус: Басня – один из старейших жанров литературы. Ещё в Древней Греции широкую известность получили басни Эзопа. В более поздние времена во Франции прославился своими баснями поэт Лафонтен. Басня – это краткий аллегорический рассказ, нравоучительного характера, в котором есть вывод - мораль. Действующие лица в баснях животные, под образами которых автор подразумевает людей. Учитель: Спасибо. Итак, какие отличительные особенности басни как жанра вы можете назвать? Что для неё характерно - краткая форма, действующие лица – животные, высмеиваются пороки, обязательна мораль, то есть басня поучает. Как вы думаете перечисленные мною названия басен “Осел и соловей”, “Скворец”, “Кошка и соловей”, “Кукушка и петух” - что объединяет эти басни. Учитель: Верно, в этих баснях - музыка является “главным действующим лицом”. Для чего нужна музыка в баснях? Вспомним очень интересную, и можно сказать, для нас очень полезную басню Крылова, название которой вы сейчас назовете сами, решив уравнение. Дуэт + квинтет - трио = ? (квартет) Учитель: Получилось название еще одной басни Крылова “Квартет”. Учитель: Что такое квартет? Архивариус: Слово квартет произошло от слова кварта, в переводе с латинского “Квартус” четвёртый. Кварта – это музыкальный интервал, состоящий из четырёх звуков. Квартет – название музыкального произведения, которое исполняют четыре музыканта. Учитель: Теперь вам понятно, что такое квартет? Соло буду петь один, Учитель: Приведите примеры квартетов. Прослушайте фрагмент басни и назовите музыкальные инструменты. Проказница Мартышка, Осел, Козёл Анализ фрагмента. Учитель: Назовите музыкальные инструменты, присутствующие в басне. Учитель: Почему виолончель Крылов называет “басом”? Слушание басни И.А.Крылова “Квартет”. Анализ басни. Учитель: Какую роль играет музыка? Слушание фрагмента “Квартет” А.П.Бородин Учитель: Чем отличается эта музыка от музыки, которую исполняли герои басни. Слушание “Квартет” А.П.Бородин Ответы детей. Учитель: Как звучала музыка? Архивариус: Музыка подружила композитора с молодой талантливой пианисткой Екатериной Протопоповой, которая стала впоследствии его женой. Это произведение одно из поздних сочинений композитора и посвящено жене. Работал он над ним в течение 2 лет. Когда композитор отбыл за границу, вдалеке от жены, вспоминая ее еще невестой, он и пишет этот квартет. Учитель: Квартет состоит из 4 частей. Мы прослушали 3 часть, которая называется “Ноктюрн” Архивариус: Ноктюрн – в переводе с французского – ночной, это инструментальная пьеса лирического характера. Учитель: Кто же написал эту красивую музыку? Учитель: Это музыкальное произведение написал Александр Порфирьевич Бородин - русский композитор и учёный-химик. (Показ портрета А.П.Бородина) Архивариус: Александр Порфирьевич Бородин родился в Санкт-Петербурге в 1833 году. Его мать простая мещанка, хотя и не имела никакого образования, понимала всё его значение и не жалела средств для обучения сына. Из-за слабого здоровья Бородин проходил домашнее обучение по всем предметам гимназического курса. Учился он прекрасно: в детстве овладел немецким, французским, английским языками, а позднее и итальянским. Уже в детстве обнаружил музыкальную одарённость, в 9 лет написав первое музыкальное произведение. Обучался игре на музыкальных инструментах — в начале на флейте и фортепиано, а с 13 лет — на виолончели. В это же время создал первое серьёзное музыкальное произведение — концерт для флейты с фортепиано. Одновременно в возрасте 10 лет Бородин стал интересоваться химией, которая с годами из увлечения превратилась в дело всей его жизни. Учитель: Что нужно для того, чтобы получилась красивая музыка? Какими качествами нужно обладать, чтобы написать такую замечательную музыку? В руках настоящих музыкантов музыка звучит ярко, выразительно и увлекательно. Учитель: Отгадайте загадку: Движенья плавные смычка Учитель: Вспомните, с какой песней мы познакомились, где музыка для человека являлась неотъемлемой частью жизни, кто и кому отказался продать этот волшебный инструмент, и почему? Ученики: “Волшебный смычок”. Старичок отказался продать скрипку богачу за амбар хлеба. Потому, что она была нужна не только ему одному. В песне говорится о необыкновенной силе музыки, которая необходима человеку, как пища. Исполнение песни “Волшебный смычок” Повторение мелодии. Домашнее задание: Нарисуйте наиболее понравившихся героев сегодняшнего урока или составьте, пожалуйста, кроссворд, чтобы ключевым словом стало слово “квартет”. |
Поиск
Архив записей
|