Воскресенье, 05.05.2024, 00:25
Приветствую Вас Гость | RSS

Дистанционное обучение
ОШ №142

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Музыка 5-Б

Урок 2

Музыка часто звучит не только в сказках, а и в других жанрах литературы. Обратимся к следующим названиям “Осел и соловей”, “Скворец”, “Кошка и соловей”, “Кукушка и петух”. Какому литературному жанру можно отнести эти произведения? Скажите, о каком литературном жанре сегодня пойдёт речь?

Ученики: Басня 
Учитель: Кто написал эти басни?
Учитель: Известный великий русский поэт, работавший в жанре басни – Иван Андреевич Крылов.

(Показ портрета И.А.Крылова)

Учитель: Басня – что же означает это слово? Давайте обратимся к уважаемому архивариусу.

Архивариус: Басня – один из старейших жанров литературы. Ещё в Древней Греции широкую известность получили басни Эзопа. В более поздние времена во Франции прославился своими баснями поэт Лафонтен. Басня – это краткий аллегорический рассказ, нравоучительного характера, в котором есть вывод - мораль. Действующие лица в баснях животные, под образами которых автор подразумевает людей.

Учитель: СпасибоИтак, какие отличительные особенности басни как жанра вы можете назвать? Что для неё характерно - краткая форма, действующие лица – животные, высмеиваются пороки, обязательна мораль, то есть басня поучает. Как вы думаете перечисленные мною названия басен “Осел и соловей”, “Скворец”, “Кошка и соловей”, “Кукушка и петух” - что объединяет эти басни.

Учитель: Верно, в этих баснях - музыка является “главным действующим лицом”.

Для чего нужна музыка в баснях? Вспомним очень интересную, и можно сказать, для нас очень полезную басню Крылова, название которой вы сейчас назовете сами, решив уравнение. 

Дуэт + квинтет - трио = ? (квартет)

Учитель: Получилось название еще одной басни Крылова “Квартет”.

Учитель: Что такое квартет? 

Архивариус: Слово квартет произошло от слова кварта, в переводе с латинского “Квартус” четвёртый. Кварта – это музыкальный интервал, состоящий из четырёх звуков. Квартет – название музыкального произведения, которое исполняют четыре музыканта.

Учитель: Теперь вам понятно, что такое квартет?

Соло буду петь один,
А дуэт с товарищем. 
Трио с Сашей будем петь,
Нам двоим не справиться.
А квартет весёлый звонкий
Будем вместе петь с Алёнкой.

Учитель: Приведите примеры квартетов.
Ученики: 
4 трубы – квартет; рояль, скрипка, виолончель и певец – квартет. 
Учитель: Да верно, но такие квартеты встречаются не так уж часто. Зато очень часто звучат струнные квартеты, в исполнении которых участвуют 2 скрипки, альт и виолончель.

Прослушайте фрагмент басни и назовите музыкальные инструменты.

Проказница Мартышка, Осел, Козёл 
Да Косолапый Мишка
Затеяли сыграть квартет
Достали нот, баса, альта, две скрипки 
И сели на лужок под липки 
Пленять своим искусством свет…

Анализ фрагмента.

Учитель: Назовите музыкальные инструменты, присутствующие в басне.

Учитель: Почему виолончель Крылов называет “басом”?
Учитель: Виолончель - самый низкий инструмент в квартете.
Учитель: Кто участвует в басне?

Слушание басни И.А.Крылова “Квартет”.

Анализ басни.

Учитель: Какую роль играет музыка?
Учитель: С какой целью она здесь использована.
Ученики: Музыка выделяет особенности характеров литературных героев, ситуации, в которые они попадают, помогает глубже постичь замысел автора.
Учитель: Какая музыка по характеру?
Учитель: Может у такой музыки быть композитор?
Учитель: В чем мораль сей басни?
Ученики: Чтобы сделать какое-либо дело, нужно согласие, умение, старание и это относится не только к музыке, но и к любой сфере человеческого труда.
Учитель: А ведь на этих же инструментах, если они находятся в руках настоящих музыкантов, может получиться самая разнообразная красивая музыка. Предлагаю прослушать фрагмент музыкального произведения.

Слушание фрагмента “Квартет” А.П.Бородин

Учитель: Чем отличается эта музыка от музыки, которую исполняли герои басни.
Учитель: При повторном слушании попытайтесь определить, что хотел сказать композитор этим произведением, какова главная мысль этой музыки, зачем он ее написал.

Слушание “Квартет” А.П.Бородин
Анализ музыкального произведения.

Ответы детей.

Учитель: Как звучала музыка? 
Ученики: Медленно, тихо, протяжно, нежно.
Учитель: Звучание каких музыкальных инструментов вы услышали?
Ученики: Скрипка, виолончель – струнный квартет 
Учитель: Кто исполнял эту музыку? 
Ученики: 
Инструментальный ансамбль

Архивариус: Музыка подружила композитора с молодой талантливой пианисткой Екатериной Протопоповой, которая стала впоследствии его женой. Это произведение одно из поздних сочинений композитора и посвящено жене. Работал он над ним в течение 2 лет.

Когда композитор отбыл за границу, вдалеке от жены, вспоминая ее еще невестой, он и пишет этот квартет.

Учитель: Квартет состоит из 4 частей. Мы прослушали 3 часть, которая называется “Ноктюрн”

Архивариус: Ноктюрн – в переводе с французского – ночной, это инструментальная пьеса лирического характера.

Учитель: Кто же написал эту красивую музыку?

Учитель: Это музыкальное произведение написал Александр Порфирьевич Бородин - русский композитор и учёный-химик.

(Показ портрета А.П.Бородина)

Архивариус: Александр Порфирьевич Бородин родился в Санкт-Петербурге в 1833 году. Его мать простая мещанка, хотя и не имела никакого образования, понимала всё его значение и не жалела средств для обучения сына. Из-за слабого здоровья Бородин проходил домашнее обучение по всем предметам гимназического курса. Учился он прекрасно: в детстве овладел немецким, французским, английским языками, а позднее и итальянским.

Уже в детстве обнаружил музыкальную одарённость, в 9 лет написав первое музыкальное произведение. Обучался игре на музыкальных инструментах — в начале на флейте и фортепиано, а с 13 лет — на виолончели. В это же время создал первое серьёзное музыкальное произведение — концерт для флейты с фортепиано.

Одновременно в возрасте 10 лет Бородин стал интересоваться химией, которая с годами из увлечения превратилась в дело всей его жизни.

Учитель: Что нужно для того, чтобы получилась красивая музыка? Какими качествами нужно обладать, чтобы написать такую замечательную музыку? 
Ученики: Музыкальным слухом, голосом, трудолюбием, терпением.

В руках настоящих музыкантов музыка звучит ярко, выразительно и увлекательно.

Учитель: Отгадайте загадку:

Движенья плавные смычка
Приводят в трепет струны,
Мотив журчит издалека
Поёт про вечер лунный.
Как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка,
Звучит мечтательный мотив
Его выводит … 

Учитель: Вспомните, с какой песней мы познакомились, где музыка для человека являлась неотъемлемой частью жизни, кто и кому отказался продать этот волшебный инструмент, и почему?

Ученики: “Волшебный смычок”. Старичок отказался продать скрипку богачу за амбар хлеба. Потому, что она была нужна не только ему одному. В песне говорится о необыкновенной силе музыки, которая необходима человеку, как пища.

Исполнение песни “Волшебный смычок”

Повторение мелодии.
Исполнение по ролям.

Домашнее задание: Нарисуйте наиболее понравившихся героев сегодняшнего урока или составьте, пожалуйста, кроссворд, чтобы ключевым словом стало слово “квартет”.

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей

Copyright ОШ №142 © 2024
Бесплатный хостинг uCoz