Воскресенье, 05.05.2024, 06:08
Приветствую Вас Гость | RSS

Дистанционное обучение
ОШ №142

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Музыка 7-А

2 Урок

Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством великого немецкого композитора Людвига Ван Бетховена, и тема нашего урока «Образы борьбы и победы в музыке Бетховена».

Искусство Бетховена не ведает границ! Ни во времени, ни в земном пространстве, ни в гигантской силе воздействия на человека. Кто-то сказал: « Если бы прилетели на Землю жители иной планеты, и дан был им всего один час на знакомство с ней, надо было бы им дать послушать музыку Бетховена». А можно ли словами рассказать музыку Бетховена?

Сегодня на уроке мы с вами попробуем ответить на этот вопрос.

Людвиг Ван Бетховен – композитор – классик.

Вопрос: Давайте назовём черты стиля классицизма.

( Богатство художественных образов, ясность структуры, правдивое отражение действительности, гуманизм, глубокий оптимизм содержания, господство светской тематики).

Чем дальше отходим мы по времени от эпохи, когда жил и творил Бетховен, тем ярче вырисовывается перед нами бессмертная красота его творений, мощь его творческого духа.

Вопрос: Что повлияло на формирование личности композитора?

( Французская революция).

Последние годы 18 века протекали в Европе под знаком революционных перемен. Идеи свободы, равенства, братства овладели умами людей. Эти идеи и формировали мировоззрение Бетховена. Они вдохновляли композиторов, художников, поэтов. Один из них – французский художник Эжен Делакруа в своей картине «Свобода на баррикаде» - в образе прекрасной женщины воплотил дух свободы.

Каким человеком был Бетховен? Воображению жесточайшего инквизитора не представлялось такого орудия пытки, какое создано было неведомыми течениями жизненных законов: человек, гениально одарённый талантом творчества в мире звуков, наделяется болезнью слухового органа. Он был глухим, но не был глух к людским страданиям, к человеческому горю. В жизни - труд и тяжёлая доля, в творчестве - героическая борьба. Через упорство, целеустремлённость к своей цели, он достиг победы, не упал духом, боролся и победил.


 

-Как думаете, подойдут эти строки стихотворения австралийской поэтессы Э. Дикинсон к Бетховену?

Судьба сразила его - он стоит.

Бьёт насмерть - не сбила с ног.

Вонзила отравленную сталь -

Он обезвредил клинок.

Жалит его - он шагает вперёд.

Грызёт - он ускорил бег.

Когда же спокойно взглянул на неё -

Признала: "Он - человек!"


 

Какое мужество звучит в Пятой симфонии! В ней словно сконцентрирована судьба самого Бетховена, на долю, которого выпали великие испытания. Здесь наиболее доступно, в простой и ясной форме воплощена основная идея творчества Бетховена: "От мрака к свету, через борьбу к победе".

Постоянной спутницей жизни Бетховена была художественная литература. В ней он черпал отдых от житейских забот и огорчений. Образы произведений литературы не раз вдохновляли его на создание замечательных творений. Бетховен сильно увлекался поэзией Гёте. Бетховен отмечал, что поэзия Гёте легко ложится на музыку.

Бетховен и Гете.

Лето 1811 - 1812 года Бетховен провел в Теплице. Осуществилась мечта Бетховена, он встретился со своим кумиром, величайшим поэтом современности - Вольфганом фон Гете.

Гете был покорен Бетховеном. Но эта встреча для Бетховена оказалась печальной, она глубоко разочаровала Бетховена. Бетховен говорил о Гете: " Я думал встретить царя поэтов, а встретил поэта царей". Гете оказался обычным придворным, ему оказывали знаки внимания королевские особы. А Бетховен ни перед кем не гнул по-лакейски спину, даже перед императорской четой, которую случайно встретил на курорте. А в это время Гёте, знаменитый немецкий поэт, стоял на краю дороги без шляпы, с низко склонённой головой. Эту встречу запечатлел на своей картине немецкий художник Ромлинг.

Но Бетховен, так едко издевавшийся над Гете во время их единственной встречи, вскоре забыл и о своих насмешках, и о слабостях великого человека. В последнем письме к Гете он вспоминал о счастливых часах, прожитых рядом с ним, писал о своем почтении, любви и великом уважении...


 

В 1810 году Бетховен написал музыку к трагедии Гёте «Эгмонт». Увертюра, которую мы с вами сегодня рассмотрим один из 9 номеров этой музыки.

Увертюра начинается величавым медленным вступлением. Противостоят друг другу тяжелые мерные аккорды струнных в ритме испанской сарабанды и жалобные вздохи, переходящие от гобоя к кларнету, от фаготов к скрипкам.

Здесь даны две резко контрастные темы:

1-ая – в ритме испанского танца сарабанды, звучит торжественно и властно

Задание: соотнести выразительные средства и образное содержание.

(низкий регистр, минорный лад, мрачный характер);

2- ая – запевает гобой, выразительная тема воспринимается как просьба, жалоба

Задание: соотнести выразительные средства и образное содержание.

(скорбные, жалобные интонации как плач).

Увертюра посвящёна одной из знаменитых страниц освободительной борьбы нидерландского народа с жестоким испанским владычеством в 16 веке. Борьбу народа возглавил граф Эгмонт, смелый и мужественный человек. Как разворачивалась эта борьба, мы проследим, слушая музыку увертюры. (Он гибнет, но народ завершает начатое им дело. Восстание закончилось победой, было заключено перемирие, по которому Испания признала независимость Нидерландов.)

Медленное вступление вводит в основное содержание развертывающейся драмы, рисуя картину угнетения и страданий порабощенного народа.

Зная содержание трагедии Гёте, можно говорить о воплощении образов двух враждебных сил: угнетателей испанцев и страдающего под их властью нидерландского народа. Развитие этих музыкальных тем является содержанием увертюры.

Увертюра написана в сонатной форме.

Вопрос: Давайте вспомним строение сонатной формы.

Сонатная форма – состоит из трех разделов:

1.Экспозиция – завязка действия, в ней излагаются главная и побочная партии

2. Разработка – сопоставление, столкновение и развитие тем.

3. Реприза – развязка действия, несколько видоизмененное повторение экспозиции.


 

Постепенно у скрипок и деревянных духовых инструментов зарождается новая тема. Ее утверждает мужественный голос виолончелей. Скорбная, с мотивом вздоха, она становится все более активной, волевой, настойчивой. Но ее развитие прерывается вторжением торжествующей сарабанды, вновь порождающей жалобы и стоны.

Главная партия имеет волевой, героический характер. Она звучит в миноре. Сила и энергия её постепенно возрастают.

Задание: соотнести выразительные средства и образное содержание.

( Родство главной темы с темой страданий народа, её героический характер говорит уже не о покорности, а о возмущении нидерландцев и восстании их против поработителей).

Побочная партия звучит в мажоре, не только торжественно, но и победно.

Задание: соотнести выразительные средства и образное содержание.

(Сходство с медленной темой вступления, изменился лад - мажор вместо минора,- звучит у струнных инструментов).

Слушание музыки вступления и экспозиции.

Начинаются столкновения, напряженная борьба. Ее волны приносят уже известные темы. В перекличке духовых и струнных инструментов побеждает сарабанда.

На сопоставлении этих контрастных тем основано дальнейшее развитие увертюры. В разработке борьба двух тем обостряется, на робкие просьбы каждый раз следует немедленный и жесткий ответ.

Слушание разработки.

В репризе борьба разгорается с новой силой. Тема испанских поработителей звучит здесь особенно непреклонно и яростно, и ещё более жалобно и умоляюще – темы народа.

Задание: соотнести выразительные средства и образное содержание.


 

Резко обрывается возглас скрипок и наступает тишина. Герой погиб. В траурные тона окрашены приглушенные аккорды деревянных духовых. Кажется, все кончено...

Неравный поединок внезапно обрывается. Последний горестный возглас – и борьба прекращается. Герой погиб.

Чуть слышны скорбные похоронные аккорды. Но внезапно характер музыки резко меняется. Нарастает радостное ожидание — словно издалека постепенно приближается праздничная толпа. Увертюра заканчивается большой кодой, в которой показан итог борьбы.

Блеск медных инструментов ассоциируется со звучанием военного оркестра. Это «Победная симфония», которая завершает увертюру.


 

Её торжественный и ликующий характер говорит о победе народа. Это радостный гул народной толпы, празднующей своё освобождение от гнёта.

Слушание коды.

Вопрос: Каков итог борьбы?

Почему Бетховен использовал сонатную форму, а не 3-частную?

Благодаря музыке события истории становятся для нас живой страницей. Слова из заключительного монолога Эгмонта: "Я выйду из темницы навстречу смерти почетной. Я умираю за свободу! Ради нее я жил, боролся и за нее приношу себя в жертву... За Родину сражайтесь! Радостно отдайте жизнь за то, что нам всего дороже - за вольность, за свободу! В чем вам пример сегодня подаю!"

Вопрос: Что побудило поэта и композитора, живших в XVIII в., обратиться к драматическим событиям, происшедшим двумя веками раньше, в XVI в.

(Непосредственная связь той эпохи с эпохой, в которую жили художники, - эпохой французской революции, лозунгами которой были "Свобода. Равенство. Братство." И обобщенная картина борьбы фламандского народа за свою свободу, как отражение событий буржуазной революции XVI в. в Нидерландах и судьбы одного из ее вождей - Эгмонта, погибшего на эшафоте.)

Гибнут бойцы, гибнет Эгмонт, но дело народа торжествует, низменное иго свергнуто. Именно в активной борьбе народа за свою независимость и усматривал основное содержание трагедии Гете композитор и обобщенно воспроизвел его в образах увертюры.

Что за глубина!

Из океана эти волны льются!

Бетховена волна –

Из глубины французской революции…

И. Сельвинский.


 

Почему из всех старинных танцев Бетховен для этого произведения выбрал сарабанду? И почему в теме завоевателей? Сарабанда – это старинный испанский танец в характере медленного торжественного шествия. Иногда сарабанды имели траурный характер и даже исполнялись при погребении героев, знатных людей». Потому что Бетховен хотел сказать нам – это тема испанского гнета, несущая смерть главному герою …

Ребята, обратите внимание на представленные фрагменты музыкальных тем.

Задание: Определите на слух эти музыкальные темы.

Ответы учеников.

Ребята, прослушайте фрагменты музыкальных произведений и сравните их звучание с увертюрой «Эгмонт».

Слушание музыки:

С.Прокофьев «Танец рыцарей»

Л.Ван Бетховен «Патетическая соната».

Вопросы:

  1. Понравилась вам эта музыка.

  2. Какой характер этих музыкальных отрывков.

  3. Что роднит эти темы, сближает, что отличает?

  4. Эта музыка принадлежит перу одного композитора?

  5. Вы услышали музыку Бетховена?


 

Борьба за свободу, вера в победу справедливости необыкновенно ярко и убедительно показана в увертюре «Эгмонт». Герой гибнет, но народ завершает начатое им дело. Отрывок из 7 симфонии Бетховена «Павшие братья» звучит как реквием, в котором народ оплакивает погибших героев.

Вокально-хоровая работа М.Таривердиев «Песня о далекой Родине»

Заключительная часть.

Можно ли рассказать музыку Бетховена словами?

- Нет, нельзя. Никакие слова не заменяют музыки. Они только помогают её почувствовать, подсказать её смысл, иногда направляют воображение.

Можно ли назвать жизнь Бетховена подвигом?

- Да.

А вы можете назвать примеры из жизни, когда люди, преодолевая невзгоды и удары судьбы, находили в себе силы заниматься любимым делом и быть полезными обществу.

(Спортсмены – участники параолимпмйских игр. А.Маресьев.В.Дикуль).

В завещании Бетховена есть слова, которые могли бы быть обращены ко всем людям: « Я заслуживаю того, чтобы вы думали обо мне, потому что я при жизни часто думал о вас и старался, чтобы вы были счастливы! Будьте же счастливы!»

Музыкальный фрагмент «Ода к радости) отрывок из 9 симфонии Л.Бетховена.


 

Домашнее задание.

Слушая увертюру «Эгмонт», я представляю себе…

Подберите литературный отрывок, по характеру подходящий к музыке увертюры «Эгмонт».

 

 

1 Урок

Ход урока.

Учитель. Здравствуйте ребята.

Сегодня мы вернёмся к однажды уже звучавшему в нашем классе произведению - в увертюре «Эгмонт». Напоминаю, что она написана к драматическому спектаклю – трагедии Гёте «Эгмонт». Эгмонт возглавил народ своей страны (Голландии) в борьбе против испанских завоевателей. Сам он погибает в этой борьбе, но враг побеждён и народ празднует победу.

Вспомните, пожалуйста, какие образы вы выделяли в увертюре, рассматривая её в рамках изучения темы «Музыкальный образ»?

Ученики. Столкновения, борьбы и победы, соединяющиеся в единый драматический образ Эгмонта.

Учитель. Мы знакомы с понятием увертюра. Дайте, пожалуйста, понятие увертюры.

Ученики. Увертюра – это вступление к крупному музыкальному произведению.

Учитель. Увертюру, к какому произведению мы слушали и разбирали на предыдущем уроке?

Ученики. Увертюр к опере «Руслан и Людмила» М.И. Глинки.

Учитель. Назовите основные части увертюры.

Ученики. Экспозиция, разработка, реприза и заключительная часть – кода.

Учитель. Что происходит в экспозиции?

Ученики. Показ основных тем.

Учитель. Чтобы легче было выделять темы в увертюре, мы будем слушать её по частям. Итак, слушаем экспозицию увертюры, определяем, сколько тем звучит во вступлении и какие они по характеру. А также из чего вырастают главная партия и побочная партия экспозиции.

 


Слушание экспозиции увертюры «Эгмонт» Л.В. Бетховена.

 


Учитель. Сколько тем прозвучала во вступлении?

Ученики. Две.

Учитель. Какая по характеру первая тема и что это за музыкальный образ?

Ученики. Первая тема - тяжелые, властные, словно пытающиеся подавить всё вокруг себя аккорды в медленном ритме испанского танца «Сарабанда». Образ завоевателя.

Учитель. Какая по характеру вторая тема во вступлении и что это за музыкальный образ?

Ученики. Вторая тема – стонущие, плачущие интонации. Образ страданий народа.

Учитель. Вот острый конфликт, на развитии которого построена вся увертюра. Из какой темы вырастает главная партия?

Ученики. Главная партия вырастает из второй темы вступления.

Учитель. Так Бетховен даёт понять слушателям зарождение главной идеи произведения: угнетённый народ собирает силы и от стонов переходит к борьбе. Откуда вырастает побочная партия?

Ученики. После несущей вперед главной партии, мы слышим побочную – образ завоевателя. Но теперь в ней нет величия и властности. Она втянута в поток борьбы. Побочная партия вырастает из первой темы вступления.

Учитель. Что мы можем сказать о драматургии основных тем экспозиции?

Ученики. В отличии от увертюры «Руслан и Людмила» М.И. Глинки, где все основные образы сопоставлялись друг с другом, драматургия увертюры «Эгмонт» с первых же тактов вступления развивается на остром столкновении двух крайне противоречивых образов.

Учитель. Слушаем разработку. Определяем, что в ней происходит?

 


Слушание разработки увертюры «Эгмонт» Л.В. Бетховена.

 


Учитель. Что происходит в разработке?

Ученики. Развитие тем.

Учитель. Слушаем репризу и заключительную часть – коду. Следим за драматургией основных образов.

 


Слушание репризы и заключительной части – коды 

Увертюры «Эгмонт» Л.В. Бетховена.

 


Учитель. Что такое реприза.

Ученики. Повторение.

Учитель. Для закрепления слухового восприятия, мы с вами послушаем увертюру целиком. Ваша главная задача во время слушания – определить, как строится драматургия увертюры.

 


Слушание увертюры «Эгмонт» Л.В. Бетховена (полностью).

 


Учитель. Каким образом идет построение драматургии увертюры.

Ученики. Вывод: музыкальная драматургия увертюры «Эгмонт» Л.В. Бетховена строится по принципу конфликтного развития.

Учитель. На этом уроке мы начинаем разучивание песни В. Мурадели на слова А. Соболева «Бухенвальдский набат». Бухенвальд – один из концлагерей близ города Веймара, где были замучены и погибли сотни тысяч людей. Эта песня – напоминание о тяжелых годах, выпавших на наш народ в годы Великой Отечественной войны.

 


Слушание в исполнении учителя 

Песни «Бухенвальдский набат».

Разучивание первого куплета.

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей

Copyright ОШ №142 © 2024
Бесплатный хостинг uCoz