Воскресенье, 05.05.2024, 02:20
Приветствую Вас Гость | RSS

Дистанционное обучение
ОШ №142

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Музыка 6 класс

2 урок. 

Лейпцигский кантор –

божественное явление,

и ясен, и все-таки необъясним».  

1. Звучит – «Токката и фуга ре минор» Баха в современной обработке (рок-обработка или танцевальная версия).

-- Кто автор этой музыки? – Как вы догадались?

-- Действительно, звучал орган, любимый инструмент Баха, исполнялась Токката и фуга  ре минор

-- Что такое токката? Что такое фуга?

--  В чем заключается  стиль музыки Баха?  (полифонический склад развития музыки, яркие непрерывные интонации, философские размышления о смысле жизни)

-- Эта музыка написана давно или недавно? Ее сам Бах написал? (это современная обработка для симфонического оркестра, т.к.  на самом деле Бах написал ее для органа)

-- О чем эта музыка? Она вас задела?

-- музыкальный материал максимально насыщен драматическими элементами. С огромным пафосом, как призыв звучит начало. Виртуозная бравурность токкаты передается и фуге, которая и становится средством раскрытия могучего, бездонного и необьятного образа. Обратите внимание на единство и целеустремленность частей, идет непрерывное развитие одной и той же мысли, несмотря на многоголосие.

Поистине: открылась бездна, звёзд полна, звездам числа нет, бездне – дна…

   2.      -- Более 300 лет прошло со дня рождения великого немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха, а музыка его до сих пор живет. Удивительно!

Почему нас волнует его музыка? (Бах приглашает в музыку беседовать, размышлять, мечтать и устремляться в будущее. Его идеи благородны и возвышенны.)

         -- Как музыка Баха воздействует на людей? ( Бах всю жизнь проработал в католической церкви, следовательно, он писал духовную музыку, которая заставляет задуматься о смысле бытия, напоминает человеку, что он не вечен, будит совесть, предлагает переосмыслить свои поступки).

          -- Почему же после его смерти о нем забыли на 100 лет? (Писал музыку в старинной многоголосной манере. Жил в 18 ВЕКЕ, который получил название «Эпоха Просвещения»).

экспозиция картин художников эпохи Просвещения.

-- Посмотрите на портреты людей, живших в это время: какие разумные, ясные, чистые, светлые лица! Простая композиция, четкие линии, неразмытые цвета, отсутствие тени, все понятно и ясно. 18 век – век ясности ума, век разума, когда вошла в моду одноголосная гомофонная музыка, родился Моцарт с его солнечной музыкой. А сложная полифоническая музыка не «вписалась» в это время, ушла в прошлое вместе со смертью Баха.)

    3.         --А кто открыл миру Баха вновь? (Феликс Мендельсон).

         --Давайте вспомним, как складывается полифония на примере органной фуги соль минор.

          4.    Бах был серьезным композитором, но никогда – скучным. Как и любой человек он любил пошутить.

 -- Какое шуточное произведение вы знаете? («Скерцо» из сюиты для струнных №2.)

-- Как оно родилось? Как переводится с итальянского? Что такое сюита?

 Звучит обработка «Скерцо» из Сюиты для струнных и флейты.

- Кто исполнял музыку? (симфонический оркестр)

- А для каких инструментов Бах написал скерцо? (для струнных).  Значит, сейчас прозвучала современная обработка.

     5  -Бытовало мнение, что Бах имел характер скверный и неуживчивый. Правда ли это?

      - Вы можете привести примеры из жизни Баха, которые охарактеризовали бы его как человека?        

    6.        Любимым инструментом Баха был орган, самый популярный и массовый инструмент того времени. Орган заменял Баху и оркестр, и хор. В органном творчестве наиболее полно раскрывается глубина баховской мысли, звучит исповедь его души. Но Бах предвидел великую будущность и фортепианного искусства. Фортепиано в том виде, в каком мы его знаем сейчас, появилось в Европе в конце 18 века в эпоху Моцарта. Бах немало содействовал созданию этого инструмента, усовершенствуя клавир (клавесин) – прадедушку фортепиано. В отличие от органа, сложного и дорогостоящего инструмента, который находился главным образом в церквях, был широко распространен клавир и был удобен для домашнего музицирования. Бах создал 2 сборника, состоящего из 24 прелюдий и фуг, написанных во всех существующих тональностях для развития техники пальцев и назвал его «ХОРОШО ТЕМПЕРИРОВАННЫЙ КЛАВИР»

                      Исполняется прелюдия до мажор из 1 тома ХТК

         7.     --Какой композитор дал вторую жизнь этой прелюдии? (Шарль Гуно)

       8.        - Современна ли музыка Баха?

 Вам сложно воспринимать ее или она понятна вам?

Значит, можно сделать вывод, что мы, современные люди, с интересом слушаем музыку, которая была написана 3 века назад. Т.е. эта музыка востребована нами. Значит, она современна, актуальна, поднимает вечные глобальные темы из нашей жизни. Например, тему счастья, человеческого достоинства, силу духа, право на равенство.

    Понятие слова «современный» можно перепутать со словом «мода» и «Вкус».

-- -Какую музыку вы слушаете, современна ли она или просто модна?

Мода – это понятие временное, она склонна уступать место более новому, более модному, и чтобы уметь разобраться в потоке современной музыки, необходимо знание классики, как образца и эталона подлинного вкуса. Та музыка, которая отвечает требованиям высокого вкуса – долговечна.

  Если посмотреть на музыку Баха глазами зодчего, архитектора, какое здание выстраивает ваше воображение? Что это будет – плоскость, горизонталь или пирамидальная вертикаль?

Конечно, пирамида, как знак вечного стремленья человека в космические бездны, к Богу, к постижению высшего нравственного «Я».

      В музыке Баха много воздуха, пространства, видится величественный готический собор.

Многие, жившие в одно время с Бахом, не  осознавали величия и универсальности этого композитора. Гений Бах при жизни не был по достоинству оценен. Его космическая, философская сущность была настолько велика, что не умещалась в одну эпоху.

 «Лейпцигский кантор – божественное явление, и ясен, и все-таки необъясним».  

-- Как вы понимаете эти слова?

       … Может быть, грядущим поколениям музыка Баха откроет истину?        

 

1 урок.

На этом уроке вы услышите музыку ещё незнакомого вам крупнейшего венгерского композитора – Ференца Листа.

 

 Ф. Лист был основоположником новой музыки в Венгрии, как Глинка – в России, Шопен – в Польше, Григ – в Норвегии.

 Лист был не только выдающимся композитором, но и дирижёром, и гениальным пианистом.

 Вся его музыка пронизана народной венгерской песенностью и танцевальностью.

 .

 Лист всегда сочувствовал и помогал простым людям.

 Он организовал в Будапеште высший класс фортепианной игры в «Музыкальной академии» (уроки давал бесплатно)

 3) Наиболее открыто и ярко связь Листа с народной музыкой проявляет себя в 19 его «Венгерских рапсодиях»

 Название «рапсодия» происходит от слова «рапсод» - так в давние времена называли странствующих музыкантов-певцов, воспевающих свою родину.

 Рапсодия строится обычно в свободной форме, включающей несколько народных мелодий и, соответственно, несколько частей.

II рапсодия – это сочная, многокрасочная сцена из народной жизни.

 

 Новшество Листа – выведение фортепиано в большой концертный зал.

 

 

 Вторая рапсодия состоит из 3-х частей:

 После короткого, сдержанного вступления мы услышим очень серьёзную, сосредоточенную, медленную мелодию песенного характера I части.

II часть – оживлённая, танцевальная мелодия.

III часть – огненная бурная пляска (музыка венгерских цыган)

 

 После прослушивания ответить:

 Сколько образов в это произведении.

 

Вывод урока: На примере II рапсодии мы узнали о новшестве венгерского композитора Ф. Листа.

 

Домашнее задание: Реферат о творчестве Ф. Листа.

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей

Copyright ОШ №142 © 2024
Бесплатный хостинг uCoz